Клиника "Новая жизнь"

Что означает мышечная слабость в ногах и руках

Мышечная слабость в ногах и руках часто свидетельствует об обычной усталости. Но она может быть и признаком патологии, поэтому к симптому нужно отнестись серьезно.

Причины слабости в ногах и руках не всегда связаны с болезнями мышц или нарушением кровообращения. Она может быть признаком сердечно-сосудистых заболеваний и даже отравления (если к основному симптому добавляются рвота и тошнота). В каждом случае требуется пройти полноценное обследование – только тогда врач сможет поставить диагноз.

Основные причины

Не всегда нужно идти к врачу с такой проблемой, как мышечная слабость в ногах или руках. И ногда банальная усталость или неправильно подобранная обувь – единственная причина этого явления. Но бывают и более серьезные проблемы – проявление инфекционного заболевания или следствие слишком строгих диет. С возрастом различные факторы накапливаются, после 50 лет причины слабости заключаются в отмирании мышечной ткани, нарушении кровообращения.

Обычно такой симптом возникает в следующих случаях:

1. 1.Варикозное расширение вен. Проявляется отечностью и тяжестью в ногах.
  2. 2.Атеросклероз сосудов нижних конечностей. В этом случае возникают боли, которые усиливаются при ходьбе. Классический симптом – перемежающаяся хромота. Может показаться, что ноги отказывают.
  3. 3.Эндартериит (воспалительный процесс в сосудах).
  4. 4.Плоскостопие и другие патологии стопы.
  5. 5.Заболевания суставов.
  6. 6.Патологии позвоночника, включая остеохондроз.
  7. 7.Артериальная гипотензия (пониженное давление).
  8. 8.Нарушения эндокринной системы (заболевания щитовидной железы, сахарный диабет ).
  9. 9.Нехватка калия в организме.

Иногда проблема кроется исключительно в мышцах. Особенно часто это бывает у профессиональных спортсменов в результате повышенных физических нагрузок и травм.

Если слабость возникает одновременно в руках и ногах, наиболее вероятной причиной является патология позвоночника, сопровождающаяся дегенеративными и воспалительными процессами в тканях или защемлением нервов. Точный диагноз сможет поставить только врач, поскольку подобные симптомы характерны и для заболеваний нервной системы или головного мозга. Мышечная слабость одновременно в ногах и руках вызвана дефицитом белка в организме.

У детей слабость в ногах провоцируется рахитом. А у малышей, которые только учатся ходить, – чрезмерными нагрузками.

Когда слабость сопровождается головокружением

Иногда внезапная слабость в ногах появляется одновременно с головокружением.Обычно это бывает у детей или у подростков. В первом случае проблема связана с активным ростом и развитием, когда происходит трансформация вегетативной нервной системы. У подростков – с гормональной перестройкой организма. Это влияет на нервную систему и на сосуды, поэтому слабость ощущается не только в ногах, но и во всем теле. Головокружения нередко чередуются с обмороками. В таком случае никакого серьезного лечения врач не назначает. Для ребенка (или подростка) важны полноценное питание и правильный режим работы и отдыха.

У взрослых людей слабость в ногах и головокружение являются симптомами более серьезных нарушений:

1. 1.Болезни, вызванной вирусными инфекциями (ОРВИ, гриппом, тонзиллитом). Необходимо избавиться от основного заболевания путем приема противовирусных препаратов (например, Новирина), интерферонов, при необходимости – жаропонижающих средств.
  2. 2.Резкого повышения или понижения артериального давления. В случае гипертензии врач пропишет медикаментозное лечение и диету с низким содержанием соли.
  3. 3.Травмы головы.
  4. 4.Длительного голодания или сильного переедания. Часто такие симптомы появляются у сторонников строгих монодиет. Необходимо скорректировать рацион так, чтобы его энергетическая ценность соответствовала затратам и образу жизни человека.
  5. 5.Сильного стресса или психоэмоционального напряжения.
  6. 6.Опухоли в головном мозге. Ее можно выявить только при проведении полноценной диагностики.

Ощущение слабости и головокружение нередко бывают у беременных женщин.Это связано с гормональной перестройкой организма.

“Ватные ноги” и дрожь в конечностях

С симптомом”ватных ног” сталкиваются не только люди с нарушенным кровообращением. Часто абсолютно здоровый человек испытывает в жару такую же сильную слабость. Иногда этот симптом наблюдается у людей, которым по работе приходится много ходить или весь день стоять. “Ватные ноги” бывают у пожилых из-за естественных для их возраста проблем с кровообращением. В группу риска входят люди с лишним весом, нарушениями эндокринной и пищеварительной систем, те, кто страдает гипотонией и т. д. У женщин это ощущение возникает в период менструации или буквально за день до нее. Оно может быть связано и с климаксом.

Чтобы избавиться от неприятного ощущения, нужно устранить вызвавшее его нарушение. Для этого следует записаться на прием к кардиологу или эндокринологу и пройти полное обследование.

В некоторых случаях в этом нет необходимости (при недосыпе, переутомлении или нехватке витаминов). Но иногда”ватные” конечности являются симптомом опасного состояния – инсульта или инфаркта. В таком случае появляются дополнительные признаки – головная или сердечная боль, онемение пальцев руки, головокружение, ноги подкашиваются. Рекомендуется сразу же вызвать”скорую помощь”. Симптом инфаркта – сердечная боль. До приезда”скорой помощи” человеку нужно дать таблетку нитроглицерина и обеспечить ему поступление свежего воздуха.

Прединсультное состояние сопровождается онемением одной половины тела, нарушениями речи и зрения. В таких случаях до приезда”скорой помощи” нужно обеспечить пострадавшему такое положение, чтобы человек мог дышать. При повышении давления не нужно пытаться его сбить. Это попытка мозга адаптироваться к текущей ситуации.

Слабость и дрожь в конечностях часто являются признаком такого состояния, как гипогликемия, то есть патологии, при которой организм плохо усваивает глюкозу. Происходит последовательное поражение участков головного мозга, поэтому симптомы проявляются постепенно, а не сразу. К дрожи в руках приводит резкая нехватка воздуха, что обусловлено дефицитом глюкозы в тканях (при таком состоянии клетки перестают принимать кислород). Это происходит, когда человек длительное время обходился без пищи, а затем съел продукт, богатый углеводами. Появляется слабость при сильных физических нагрузках, если организм расходует накопленный гликоген, и при обезвоживании.

Первая помощь при таком состоянии – прием таблеток, содержащих декстрозу или глюкагон. При легкой степени заболевания достаточно выпить чашку сладкого чая. Очень часто гипогликемия вызвана сахарным диабетом, патологиями печени и другими нарушениями. В таком случае необходимо проводить лечение основного заболевания.

Если слабость и дрожь в руках и ногах сопровождаются учащенным сердцебиением, это говорит о сердечно-сосудистых заболеваниях, сильном стрессе.

Если слабость сопровождается болью

Боль может быть вызвана повреждениями мышечной ткани при сильных нагрузках. Могут быть и другие симптомы – отечность, судороги, посинение кожи конечностей, неврологические изменения (ощущение онемения и покалывания). Такие признаки наблюдаются при:

• остеохондрозе;
  • воспалительных заболеваниях суставов (артрит, бурсит);
  • подагре – патологии, связанной с нарушениями солевого обмена;
  • закрытых травмах;
  • нарушениях кровообращения;
  • плоскостопии.

Если боль усиливается, когда нога находится в приподнятом положении, но исчезает при ее опускании, это связано с артериальными нарушениями. Наличие ощущения ползающих мурашек говорит о том, что проблема кроется в патологиях позвоночного столба. Боль в коленях свидетельствует об артрите, но может быть и признаком другого заболевания – остеоартроза, при котором происходит разрушение суставной ткани.

Часто при остеохондрозе возникает слабость только в правой или левой ноге, поскольку происходит защемление нервных корешков. Если человек не спешит начать лечение, по мере прогрессирования заболевания симптомы распространяются и на другую конечность. Часто боли в ногах нет, но она ощущается в пояснично-крестцовом отделе, где и происходит защемление.

Лечение зависит от того, что именно вызвало такое состояние. Для снятия боли обычно используются нестероидные противовоспалительные средства (чаще в виде мазей), но иногда и кортикостероидные препараты. Для восстановления суставных тканей необходимы два компонента – хондроитина сульфат и глюкозамин. Используются мази и кремы, в состав которых входят эти ингредиенты. Важную роль играют массаж и лечебная гимнастика. Необходимо обеспечить полноценное питание, которое позволит избавиться от лишнего веса и даст все необходимые вещества.

Частые вопросы

Какие болезни вызывают мышечную слабость?

Мышечная слабость, прогрессирующая в течение нескольких недель или месяцев, может быть вызвана подострыми или хроническими заболеваниями (например, шейной миелопатией, большинством наследственных и приобретенных полинейропатий, миастенией гравис, болезнью мотонейронов, приобретенными миопатиями, большинством опухолей).

Почему появляется слабость в руках и ногах?

Одной из наиболее распространенных причин мышечной слабости считается отсутствие мышечной нагрузки. Если не делать физических упражнений и вести малоподвижный образ жизни, то мышечная ткань начинает частично заменяться жиром. Со временем мышцы ослабевают: они становятся менее плотными и более дряблыми.

Почему возникает слабость мышц?

Основные причины мышечной слабости Отсутствие адекватной физической нагрузки – неактивный (сидячий) образ жизни. Отсутствие мышечной нагрузки является одной из наиболее распространенных причин мышечной слабости. Если мышцы не используются, то мышечные волокна в мышцах частично заменяются жиром.

Почему руки и ноги становятся ватными?

Ватные ноги могут быть, если появляется мышечная усталость. В некоторых ситуациях такой симптом появляется при переутомлении. Но есть определенные патологические процессы, которые сопровождаются расстройством передачи нервно-мышечных импульсов. Для миопатии и миозита характерно прямое поражение мышечных волокон.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Если вы заметили мышечную слабость в ногах и руках, обратитесь к врачу для профессиональной консультации и диагностики. Только специалист сможет определить причину этого состояния и назначить необходимое лечение.

СОВЕТ №2

Поддерживайте активный образ жизни, занимайтесь физическими упражнениями для укрепления мышц. Регулярные занятия спортом помогут улучшить мышечный тонус и снизить риск развития мышечной слабости.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на свой рацион: употребляйте достаточное количество белка, витаминов и минералов, необходимых для здоровья мышц. Правильное питание играет важную роль в поддержании мышечного тонуса.

Похожие публикации